Русский живописец, портретист, жанрист,
автор картин на евангельские темы, педагог.
Учился в петербургской Академии художеств (1857-1863).
Возглавил в 1863 так называемый "бунт четырнадцати"
(отказ выпускников Академии писать конкурсную картину на историческую или мифологическую
тему, далекую от современности).
Организовал Артель художников, построенную на демократических началах.
Один из создателей (1870) и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок.
Преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художников (1863-1868).
Был консультантом П. М. Третьякова в формировании его галереи.
Художественная, критическая и общественная деятельность Крамского определили
ему место идейного вождя направления критического реализма в русском
искусстве 1860-1880-х годов.
Его именем названа одна из улиц Владимира.
В портретах Крамского, составивших своего рода галерею крупнейших деятелей
русской культуры, сочетается портретное сходство с тонкой психологической
характеристикой творческой личности ("Л. Н. Толстой", 1873, "И. И. Шишкин",
1873, "П. М. Третьяков", 1876, - все в Государственной Третьяковской галерее, Москва).
Демократические взгляды художника нашли яркое воплощение в портретах крестьян,
воссоздающих душевное богатство и внутреннее достоинство людей из
народа ("Полесовщик", 1874, Третьяковская галерея; "Мина Моисеев", 1882,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
В получившей широкий общественный резонанс картине "Христос в пустыне"
(1872, Третьяковская галерея) художник, продолжая традиции А. А. Иванова,
трактовал евангельский сюжет в морально-философском плане, воплотив
близкую своим современникам идею героического самопожертвования.
Создал также ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической композиции,
в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы
("Неизвестная", 1883, "Неутешное горе", 1884, - обе в Третьяковской галерее).
Взгляды Крамского на искусство, его представления о высоком общественном долге
художника оказали существенное влияние на художественную жизнь
России последней трети XIX века.
Вся размещенная в интернет энциклопедии «Виртуальный город Владимир» информация,
создана авторами Виртуального Владимира, получена от пользователей, или взята из открытых источников.
Информация опубликованная на сайте VGV, носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой.
Ни при каких обстоятельствах администрация сайта не несет ответственности за ущерб, убытки или расходы, возникшие в связи с использованием
или невозможностью использования указанной информации.
Статус VGV «Общественное достояние»
Автор - Сергей Королев г.Владимир 2001-2022 гг.