Кулибин Иван Петрович

имена в названиях улиц

10.04.1735 - 30.07.1818

Кулибин Иван Петрович  фото vgv

Кулибин Иван Петрович  фото vgv


Русский механик-самоучка.
Родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде.
С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических устройств.
Особое внимание в юношеские годы уделял изучению часовых механизмов.
В 1764-67 создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия.
Эти часы К. преподнёс в 1769 Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН.
Здесь Кулибин сконструировал "планетные" карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы;
кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны.
Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных "часов в перстне" и др.
Его именем названы: улица Кулибина и проезд Кулибина во Владимире.

Разработал также новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др. оптических приборов.
В 70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост через р. Неву с длиной пролёта 298 м (вместо применявшихся ранее 50_60-м пролётов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрёстной решёткой.
В 1776 построенная К. модель этого моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академической комиссией.
Проект Кулибина получил высокую оценку Л. Эйлера, Д. Бернулли и др., но осуществлен не был.
С 1801 К. работал над вариантами металлического моста, однако и эти интересные проекты, несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены правительством.
Всего К. разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов.
В 1779 сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет.
Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т. д.
Кулибиным была изготовлена (1791) повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.;
повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.
В том же году разработал конструкцию "механических ног" _ протезов (этот проект после войны 1812 был использован одним из французских предпринимателей).
В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку.
Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794).
В 1801 Кулибин. был уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород.
Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 построил "водоход", работу над которым он начал ещё в 1782.
Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это изобретение Кулибина не было использовано, а само судно через некоторое время было продано на слом.
К этому же периоду относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов.
Автор многих др. проектов (приспособление для расточки и обработки внутренних поверхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно и др.).
В последние годы жизни К. находился в крайне тяжёлых материальных условиях.



(информация обновлена 29.09.2020)

Владимирцы по фамилии Исторические личности в Виртуальном Владимире


Вся размещенная в интернет энциклопедии «Виртуальный город Владимир» информация, создана авторами Виртуального Владимира, получена от пользователей, или взята из открытых источников. Информация опубликованная на сайте VGV, носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. Ни при каких обстоятельствах администрация сайта не несет ответственности за ущерб, убытки или расходы, возникшие в связи с использованием или невозможностью использования указанной информации.
Статус VGV «Общественное достояние»
Автор - Сергей Королев г.Владимир 2001-2022 гг.

^Наверх