Черноглазов Игорь Алексеевич

скульпторы

Скульптор. Член Союза художников России с 1990 года

29.05.1961 -
сот.тел. 8 910-187-36-56
   
chernoglazov29@yandex.ru
по материалам с сайта ВТОО «Союз художников России»

Черноглазов Игорь Алексеевич  фото vgv

Черноглазов Игорь Алексеевич  фото vgv Черноглазов Игорь Алексеевич  фото vgv

Игорь Алексеевич Черноглазов родился 29 мая 1961 года в городе Ташкент Узбекской ССР.
Окончил:
- Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова 1980 г.
- Ташкентский театрально-художественный институт им. Н.А. Островского 1986 г.
Член Союза художников России 1990 г.
Лауреат обл. премии в области культуры искусства и литературы 2001 г.
Заслуженный художник РФ 2008 г.
Лауреат премии ФСБ России 2008 г.
Золотая медаль «ДУХОВНОСТЬ. ТРАДИЦИИ. МАСТЕРСТВО» ВТОО «Союз художников России» 2012 г.
Знак Почета "Признание и почет сочинцев" 2017 г.
- Памятный знак «850 лет городу Гороховец» 2018 г.
- Золотая медаль имени Василия Ивановича Сурикова ВТОО «Союз художников России» 2021 г.
- Лауреат областной премии имени народного художника России Владимира Юкина 2022 г.


Скульптурная композиция "Крылья" (Черноглазов И.А. 1996 г.)
Памятник воинам-интернационалистам"/

Игорь Алексеевич Черноглазов – ведущий скульптор Владимирской области.

Его интерес к скульптуре сформировался во время учебы в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова в Ташкенте. Следующий этап - учеба на отделении скульптуры Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского. Руководителем мастерской, где учился Черноглазов, был известный скульптор Туляган Таджиходжаев, который возглавляет сегодня скульптурную секцию СХ Узбекистана.
Наряду с учебой, профессионализм начинающего скульптора формировался на художественных выставках. Первый творческий успех, который окрылил художника, связан с анималистической скульптурой «Бегемот», выполненной в шамоте. Благодаря свежему решению и оригинальным технологическим приемам эта работа стала участницей республиканской художественной выставки.
1980-е годы - время накопления и оттачивания мастерства, приобретения житейского и профессионального опыта, утверждения нравственных и эстетических идеалов будущей творческой профессии. В эти годы скульптор работает в камне и дереве, подчиняя образы пластическим особенностям этих материалов. Произведения имеют зрительский успех, становятся участниками серьезных художественных форумов. В Узбекистане было выполнено первое монументальное произведение скульптора – памятник Бабуру, средневековому государственному деятелю и полководцу, установленный в Каттакургане.
В конце 1980-х Игорь работает в Домах творчества им. Д. Кордовского в Переславле Залесском, в Дзинтари. Занятия в группе под руководством серьезных российских мастеров, рядом с такими скульпторами, как В.Евдокимов, А.Балашов, В.Буйначев, И.Новиков, С.Горяинов принесли неоценимую пользу. С творческой дачи молодой скульптор увез увлечение бронзой. Отныне, мелкая пластика, выполненная в этом материале, заняла значимое место в его творчестве.
С 1992г. Игорь Черноглазов живет во Владимире. Первыми работами, которыми Игорь участвовал в областных художественных выставках, была скульптура малых форм, сразу же обратившая на себя внимание владимирского зрителя. Вобравшие острые художественные наблюдения, эти произведения удивляли яркостью идей, свободой и легкостью их воплощения, заставляли взглянуть на мир по-новому, освобождая от груза укоренившихся представлений, отсылая зрителя к широкой палитре ассоциаций, связанных с мифологией, религией, мировой культурой.
Пластическая идея каждого из произведений подчеркивалась удачно выбранным материалом, в котором происходило чудо вызревания и развития формы, часто абстрагированной, но убедительной в своей живой, пульсирующей плоти. Мелкая пластика и сегодня составляют важную страницу в творчестве мастера, в ней наиболее полно и ярко реализуется его творческая суть. «Моя душа, – говорит художник, – в камерной скульптуре. В ней можно выразить все, что меня волнует».
Продуманность и композиционная цельность большинства образов такова, что при небольшом изменении некоторые из них выходят в природную и парковую среду. Ярким примером является скульптура воина, образ, считающийся визитной карточкой художника. Среди вариаций этого произведения - небольшие бронзовые фигурки, станковые работы, крупные парковые скульптуры. К образу воина у автора вообще отношение особое: «Воин для меня это, прежде всего, философская категория, вечный символ, проходящий через все цивилизации. С этим образом я связываю такие извечные понятия, как судьбы поколений, долг перед отечеством, наконец, постижение жизни и смерти.
Впервые я обратился к этой теме на симпозиуме в Катакургане. Это дало начало серии работ, к которой я обращаюсь по сей день. Мои воины – защитники, но не нападающие. Отдыхающий ночной воин - в раздумье, поверженный – отдает силы земле, орошая ее своей кровью. Тема воина, в той или иной степени, пережита и пропущена через себя, вероятно потому, что каждый мужчина соприкасается с этим в своей земной жизни».
Художник всегда стремился к тому, чтобы его пластика была связана с пространством. Опыт соединения скульптуры и городской среды был у художника еще в Узбекистане, где традиции симпозиумов появились с советское время. Скульптурные симпозиумы это своего рода фестиваль идей и возможностей скульптуры и скульпторов. Это современная форма рождения творчества, которая помогает соединить декоративную скульптуру с городской и парковой средой. По традиции, выполненные на симпозиуме произведения, остаются на улицах города, его организовавшего.
Первые скульптурные симпозиумы на владимирской земле прошли в 1994, 1995, 1996 годах. География участников симпозиумов была достаточно широкой. Это художники из Москвы, Петербурга, Эрлангена (Германия), Хельсинки (Финляндия), Ташкента (Узбекистан), Нижнего Новгорода, древнего Мурома и Владимира.
Инициатором проведения симпозиумов скульптуры во Владимире и Муроме был Игорь Черноглазов. В середине 1990-х, в одном из интервью он говорил: «В работе симпозиума важна атмосфера экспериментаторства, общения, вдохновенного созидания. Во Владимирской области имеются природные запасы прекрасного известняка, поэтому здесь могут и должны проходить симпозиумы, а выполненная на них пластика должна вливаться в городскую среду, размещаться на бульварах, в парках. Это интересное начинание, наверное, можно считать во Владимире возвратом к древним традициям резьбы по белому камню». Результатом симпозиумов стало появление во Владимире парковой скульптуры на Октябрьском проспекте, в Парке им. 850-летия. Среди работ других авторов там можно увидеть произведения Игоря Черноглазова «Парение», «Поверженный воин», «Виолончель».
Игорь Алексеевич плодотворно работает в монументальной скульптуре. На территории Владимирской области, установлены монументальные произведения скульптора, связанные со значительными вехами в истории страны и края, с личностями выдающихся земляков. Основу монументального стиля Черноглазова составляют ясность мысли, отсутствие вычурности, гармоничное существование трехмерного объекта в пространстве.
Одной из основополагающих, важных характеристик скульптора является эмоциональный и интеллектуальный аспект его творчества. Созданная в разные годы пластика Игоря Черноглазова подчиняется единой эстетической программе и, не смотря на фигуративную ясность, имеет глубокий внутренний подтекст, метафорическую и символическую составляющую. От реальных зрительных форм в большинстве своих работ скульптору удается перейти к обобщению, иносказанию, в результате которого произведение приобретает синтетический характер и глубокий философский смысл.
Игорь Черноглазов – темпераментный, полный молодой энергии человек. Отсюда – разнообразие тем, сюжетов и жанров, пластическая выразительность скульптуры, многообразное использование богатых возможностей материала. В то же время, одной из главных черт художника является основательность и внутренняя цельность, что даже в самые непростые времена позволяли ему сохранить верность своему делу, не отступать от поставленных целей.

Севастьянова Надежда Игоревна искусствовед Владимирского отделения ВТОО «Союз художников России», научный сотрудник ВСМЗ


(информация обновлена 09.02.2023)

Владимирцы по фамилии Черноглазовы в Виртуальном Владимире


Вся размещенная в интернет энциклопедии «Виртуальный город Владимир» информация, создана авторами Виртуального Владимира, получена от пользователей, или взята из открытых источников. Информация опубликованная на сайте VGV, носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. Ни при каких обстоятельствах администрация сайта не несет ответственности за ущерб, убытки или расходы, возникшие в связи с использованием или невозможностью использования указанной информации.
Статус VGV «Общественное достояние»
Автор - Сергей Королев г.Владимир 2001-2022 гг.

^Наверх