Патриарх Иосиф (Дьяков)православные священники
Царь Михаил Федорович сам написал для избрания в патриарха 6 имен (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на собор. Святители взяли сначала 3 жребия и вложили их в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные 2 жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита и избранным оказался Иосиф. Патриарх Иосиф пользовался глубоким уважением царя Алексея Михайловича. Но он (Иосиф) занял патриарший престол уже в старости и по слабости сил не мог быть таким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет, а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами. Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя св. пророка Илии в Ярославле в 1650 г. патриарх принес в дар новой церкви частичку Ризы Господней. Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего выписывал ученых из Киева. При нем было упразднено "многоголосие клира", т. е. привившийся в то время вредный обычай одновременно совершать в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом - кафизмы, в третьем - канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патр. Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. Слабый же патриарх беспокоился только о том, как бы его не сменили с патриаршества, этого он очень боялся. При патр. Иосифе было напечатано много богослужебных книг и начато благое дело сличения их с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 г. были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту (Пустосвята) и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения. В результате это благое начинание не дало положительных результатов. В то же время для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения был послан в Грецию ученый монах Арсений Суханов. При патр. Иосифе были открыты мощи преп. Саввы Звенигородского, преп. Александра Свирского и св. кн. Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митр. Никона и соборному определению были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество, патриарха Иова из Старицы, св. патриарха Гермогена из Чудова монастыря и св. митр. Филиппа с Соловецкого острова. Во время встречи тела патр. Иова престарелый святитель сказал царю: "Вот смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава". Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 г. скончался, не дождавшись прибытия мощей св. Филиппа. Погребен в Московском Успенском соборе. После смерти патр. Иосифа осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение. Завещания патр. Иосиф не оставил, и все его накопления по указанию царя были розданы в основном на монастыри, церкви, кафедры. Труды: Поучение к духовенству, изданное при вступлении на патриарший престол. Наказ по поводу разных настроений в церковной жизни (1646 г.).
Статус VGV «Общественное достояние» Автор - Сергей Королев г.Владимир 2001-2022 гг. ^Наверх |