Курилов Адольф Степанович

дек.прикл. искусство

Художник декоративно-прикладного искусства - стекло. Член Союза художников России с 1969 года

21.07.1937 -
сот.тел. 8 915-797-90-68
по материалам с сайта ВТОО «Союз художников России»

Курилов Адольф Степанович  фото vgv

Курилов Адольф Степанович  фото vgv Курилов Адольф Степанович  фото vgv

Адольф Степанович Курилов родился 21 июля 1937 г. в городе Свердловске.
Окончил:
- Свердловское художественное училище 1957 г.
- Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) 1968 г.
Член Союза художников России 1969 г.
- Диплом Академии художества СССР 1979 г.
- Народный художник РФ 2003 г.
- Медаль Российской академии художеств достойному 2008 г.
- Юбилейная медаль «70 лет Владимирской области» 2014 г.
- Золотая медаль «Духовность, традиции, мастерство» ВТОО "Союз Художников России" 2017 г.
- Почетный член Российской академии художеств 2022 г.
С 1968 года - художник Гусевского хрустального завода. Работает в содружестве с мастерами экспериментального отдела завода над образцами промышленной продукции и уникальными произведениями. В своем творчестве долгие годы верен двум направлениям: первое - искусство гравировки и второе - пластика, скульптурные формы в стекле. Любимая техника декора - гравировка.
В настоящее время является ведущим художником гравировки. Превосходный рисовальщик, создает смелые и красивые сюжетные композиции, органически увязанные с пейзажем. Произведения скульптурных форм всегда отмечены глубоким философским смыслом.
Участник отечественных и зарубежных торгово-промышленных выставок.
Вдохновенное стекло

Стекло – необычайно красивый и загадочный материал. Оно способно передать неповторимую игру света, изумительные по глубине и нежности оттенки цвета, оно может меняться от кристальной прозрачности до абсолютной матовости. Декоративные возможности стекла неисчерпаемы для творчества. Для него свойственны невесомость и чистота, оно может повторить красоту акварельной живописности, а может быть глухим и тяжелым, подобно камню. В руках же истинного художника оно обретает жизнь, начинает дышать, превращаясь в неповторимое произведение искусства.
К числу таких волшебников, дающих жизнь стеклу, принадлежит Адольф Степанович Курилов.
На Гусевской хрустальный завод он пришел в 1968 году, после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища. В эти годы небольшой заводской коллектив художников стекла пополнился целой плеядой молодых талантливых специалистов, имена которых сегодня составляют гордость отечественного стеклоделия. Это В.С. Муратов, О.И. Козлова, В.В. Корнеев, С.П. Верин. В их числе был и Адольф Курилов. Долгие годы он работал на заводе, и его судьба, так же как судьба других заводских художников, была неразрывно связана с производством.
В работе заводского художника прослеживаются три линии деятельности: производственная – когда художник работает на выпуск поточных изделий; экспериментальная – она открывает новые приемы обработки материала и толкает производство к совершенствованию; творческая, дающая художнику возможность самовыражения.
Первая же творческая работа Адольфа Курилова – ваза, посвященная юбилею Ленина, стала победителем Всесоюзного конкурса 1968 года на лучшее изделия из стекла и хрусталя. В первой же работе молодой художник смог проявить себя как индивидуальность. Стилистически это произведение обращено к истокам агитационного фарфора 1920 годов. В стекле до этого практически ничего подобного не было.
У каждого художника есть любимый прием обработки стекла. У Курилова это гравировка, в 70-80 годы она составляет главное направление его творчества. Художник стремится к глубокой, объемной гравировке, передающей и фактуру материала, и скульптурность декора. Будучи мастером композиции, в совершенстве владея техникой рисунка на стекле, гравировкой художнику прекрасно удается передать пластику человеческого тела, жестов, стремительность и силу движения. Абрис мускулистых борцов, бегунов, стрелков, гравированных на кубках Курилова для победителей Олимпиады 1980 года, перекликается с силуэтами античной вазописи и пронизан высокой эстетикой эллинизма.
Другое направление в творчестве Адольфа Курилова - пластика. Одно из первых пластических произведений - композиция «Навстречу». В ней соединились пластические поиски художника и гравировка. Это авторское прочтение извечной темы человеческих взаимоотношений. Две стоящие рядом вазы, два объема, как две планеты – на одной – мужчина, на другой - женщина. Они видят друг друга, желают быть вместе, но возможно ли это? Абрис мужской и женской фигур эффектно подчеркнут прозрачностью материала. Насыщенность цветовых оттенков в стекле придает пластике эмоциональную выразительность. Пластика Курилова всегда несет в себе глубокий смысл. Одно из самых впечатляющих произведений чисто - ассоциативной пластики называется «Виражи». Работа заставляет задуматься о крутых поворотах человеческой судьбы, иллюстрирует изменчивость нашей жизни.
Произведения Курилова объединяет одна общая черта – эмоциональность и выразительность. Гуманистическое и позитивное начало заложено в творческой индивидуальности художника, оно неотделимо от его мировосприятия. Умение находить для любых тем и сюжетов человечную точку зрения составляет сущность работ художника. Красота тела, любование его изящными линиями, чувственность.
В одном из интервью Адольф Степанович говорил: «Чем богаче внутренний мир художника, тем выше его творческий потенциал. Один из нас увидит в капельке воды сок жизни, другой — отражение солнца, а третий — то, чем утоляют жажду.
Что касается меня, я стараюсь, как можно меньше баловаться со стеклом в поисках технологических вариаций и как можно больше насыщать его смыслом, чтобы технология шла на пользу раскрытию этого смысла. Неважно, что это будет — гравировка, алмазная грань или стекло, вошедшее в архитектуру. Главное — не останавливаться. Кто остановился — тот отстал».

Севастьянова Надежда Игоревна искусствовед Владимирского отделения ВТОО «Союз художников России», научный сотрудник ВСМЗ


(информация обновлена 04.02.2023)

Владимирцы по фамилии Куриловы в Виртуальном Владимире


Вся размещенная в интернет энциклопедии «Виртуальный город Владимир» информация, создана авторами Виртуального Владимира, получена от пользователей, или взята из открытых источников. Информация опубликованная на сайте VGV, носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. Ни при каких обстоятельствах администрация сайта не несет ответственности за ущерб, убытки или расходы, возникшие в связи с использованием или невозможностью использования указанной информации.
Статус VGV «Общественное достояние»
Автор - Сергей Королев г.Владимир 2001-2022 гг.

^Наверх